Отримуйте інформацію лише з офіційних джерел
Єдиний Контакт-центр судової влади України 044 207-35-46
Как проводится полиграфическая экспертиза, и почему обмануть полиграф почти невозможно - об этих тонкостях в контексте вопросов целесообразности использования полиграфического исследования в судебных процессах рассказала участникам круглого стола Комитета Ассоциации юристов Украины по уголовному и уголовно-процессуальному праву ведущий специалист-полиграфолог агентства Polygraph.Lab Ольга Федоренко.
По словам спикера, наиболее востребованы такие исследования для бизнеса – крупные компании, прежде всего банки, довольно часто проверяют своих сотрудников, как при принятии на работу, так и в процессе выполнения трудовых обязанностей. При этом условие контракта о периодическом по требованию работодателя проходить такую экспертизу чаще действует как превентивная мера - 80% сотрудников не будут рисковать, зная, что их нечестность смогут легко выкрыть.
Вторая по численности категория клиентов - супруги, проверяющие друг друга на верность и бытовые проверки нянь и домработниц. С запросом провести исследование для целей судебного дела, обращаются не часто, как правило, сторона защиты, чтобы подать дополнительное доказательство невиновности подсудимого. Однако принять вывод полиграфолога, как допустимое и надлежащее доказательство или нет - дискреция суда, рассматривающего конкретное дело.
Основное препятствие для использования выводов полиграфологов как официальных документов - отсутствие какой-либо нормативной базы для их деятельности на Украине. Нет ни одного акта, который бы регламентировал их деятельность, впрочем, как нет ни одного акта, запрещающего такую деятельность. В то же время Украинская ассоциация полиграфологов лоббирует принятие закона, чтобы ввести свою деятельность, которая, к слову, набирает популярности, в законные рамки. Прежде всего- для установления единых стандартов профессии, ее защиты от недобросовестных конкурентов, и от монополистов, доминирующих сегодня на рынке. Сегодня же добросовестность полиграфологов зависит исключительно от добровольного соблюдения ими правил этики, разработанных на основе Правил этики американских коллег.
В то же время Ольга Федоренко подчеркнула, что в США, которые являются родоначальниками идеи такого исследования, принятие или непринятие результатов в суде остается на усмотрение штатов - в одних они обязательно должны быть приняты ко вниманию суда, в других- категорически запрещены.
Также Ольга Федоренко рассказала о наиболее распространенных способах обмануть полиграф, указав, что все они могут быть легко обнаружены экспертом. Сложнее всего установить поведенческое противодействие – тестируемый и полиграфолог встречаются впервые, потому сложно сказать, ведет ли тестируемый себя адекватно. Однако эксперт имеет право отказаться от проведения исследования, если будет сомневаться в готовности тестируемого к его проведению, и перенести на другую дату. При этом отказать в проведении экспертизы полиграфолог может если за 48 часов до процедуры тестируемый не исключил прием алкоголя, наркотических средств, успокоительных и других мед.препаратов (за исключением тех, которые лицо принимает ежедневно пожизненно). Также исключает возможность исследования наличие у тестируемого таких заболеваний как эпилепсия, шизофрения, другие серьёзные растройства психики, беременность, отсутствие добровольного согласия. В случае, если полиграфолог обнаружит, что согласие было следствием давления, он обязан прекратить исследование.
В завершение мероприятия Ольга Федоренко продемонстрировала на добровольце, как снимаются тестовые показатели в начале исследования.
Подводя итог более чем двухчасовой беседы, модератор круглого стола, председатель Комитета АЮУ по уголовному и уголовно-процессуальному праву Евгений Солодко отметил, что профессии полиграфолога не существует, единой методологии и стандартов работы нет, однако бывают случаи, что только такое исследование может подтвердить невиновность обвиняемого, в этой связи использовать полиграфологическое исследование в адвокатской практике можно, однако принятие его результатов как доказательства - исключительное право суда.
Джерело: pravo.ua