Отримуйте інформацію лише з офіційних джерел
Єдиний Контакт-центр судової влади України 044 207-35-46
Какие последствия будет иметь причисление помощников судей к патронатной службе?
Пока кипят страсти вокруг новой судебной реформы, проблемы в судах остаются прежними и никуда не исчезают. «Судебно-юридическая газета» уже писала о том, что многие суды Украины обратились с открытыми письмами к высшим лицам государства с просьбой рассчитывать их должностные оклады, руководствуясь схемами, утвержденными постановлением КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» №268 от 09.03.2006, учитывая тот факт, что это постановление можно считать специальной нормой по отношению к новому постановлению КМУ №292 от 6.04.2016 «Некоторые вопросы оплаты труда государственных служащих в 2016 году» (см. №19 от 23.05.2016, стр. 10) Напомним, новое постановление КМУ вступило в силу вместе с Законом «О государственной службе» №889-VІІІ, вокруг которого также ведется немало дискуссий.
Учитывая тот факт, что постановление КМУ №292 существенно понижает уровень окладов работников аппарата суда, наше издание не могло не продолжить такую важную для них тему.
Насколько дорог статус?
Случилось то, чего со страхом ждали работники судебной системы – согласно ч. 1 ст. 92 Закона «О государственной службе», помощники судей теперь относятся к патронатной службе и не являются госслужащими. Хотя нет худа без добра – забрав статус госслужащих, им не понизили заработок в отличие от тех, кому этот статус достался. Специально для патронатных служб Кабмином было принято отдельное постановление №323 от 5.05.2016 «Об условиях оплаты труда работников патронатных служб в государственных органах» (далее – постановление КМУ №323).В соответствии с ним, должностной оклад помощника председателя и заместителя председателя местного суда, помощника судьи апелляционного и местного суда будет составлять 5512 грн. При этом, как видно из таблицы должностных окладов работников патронатных служб в государственных органах, утвержденной постановлением КМУ №323, оклад помощника не зависит от юрисдикции суда. Откровенно говоря, это слабая мотивация для карьерного роста.
Есть и другие хорошие новости для помощников судей. К примеру, в соответствии с постановлением КМУ №323, руководителю аппарата Верховной Рады, главе Администрации Президента, государственному секретарю, руководителю государственного органа или заместителю руководителя, на которого возложены функции руководителя аппарата, по согласованию с должностным лицом, при котором создана патронатная служба, в пределах утвержденного фонда оплаты труда соответствующего государственного органа предоставлено право, в частности, устанавливать надбавки за выполнение особо важной работы (до 100% должностного оклада) и за интенсивность труда. Хотя это правило действует и наоборот – в случае несвоевременного выполнения заданий, ухудшения качества работы и нарушения трудовой дисциплины надбавка отменяется или ее размер уменьшается.
Размеры должностных окладов вышеуказанные руководители смогут устанавливать исключительно в соответствии с таблицей, утвержденной постановлением КМУ №323, зато премировать работников патронатной службы будут в зависимости от их личного вклада в общие результаты работы в пределах фонда премирования соответствующего государственного органа. Остается у руководителей и возможность предоставлять работникам патронатной службы материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов в размере, не превышающем среднемесячную заработную плату. Что касается материальной помощи на оздоровление, то ее выплату предусмотрели при предоставлении ежегодного отпуска, и также в размере, не превышающем среднемесячную зарплату.
Надбавки за стаж работы в государственных органах работникам патронатной службы также оставили: более 3 лет – 10%, свыше 5 лет – 15%, свыше 10 лет – 20%, свыше 15 лет – 25%, свыше 20 лет – 30%, свыше 25 лет – 40% должностного оклада. При этом в стаж для установления данной надбавки включаются и периоды, предусмотренные ст. 46 Закона «О государственной службе».
Как видим, дополнительные выплаты помощникам судей от нового закона не очень пострадали, и в целом с будущим уровнем оплаты их труда все более-менее ясно. Но это лишь вершина айсберга – стоит рассмотреть и другие последствия причисления этой категории сотрудников к патронатной службе.
Начнется ли смута в рядах?
В соответствие с Положением о помощнике судьи суда общей юрисдикции, утвержденным решением Совета судей Украины №14 от 25.03.2011, среди обязанностей помощника судьи значатся, в частности:
Однако в ч. 2 ст. 9 Закона «О государственной службе» оговорено, что государственный служащий при выполнении своих обязанностей не должен выполнять поручения работников патронатной службы. Таким образом, возникла коллизия, которая может помешать помощникам судей выполнять часть своих обязанностей.
Согласно п. 3.1 Инструкции о порядке работы с техническими средствами фиксирования судебного процесса (судебного заседания), утвержденной приказом ГСА Украины №108 от 20.09.2012, фиксацию судебного заседания техническим средством осуществляет секретарь судебного заседания или другой работник аппарата суда. Не секрет, что иногда помощник судьи мог подстраховать «своего» секретаря в случае непредвиденных ситуаций, таких как болезнь, и осуществлять фиксацию судебного заседания. Указанная Инструкция все еще действует, но сейчас во многих судах возник вопрос: если помощник судьи более не госслужащий, имеют ли он право «ходить» в судебное заседание вместо секретаря этого заседания?
Куда денется стаж?
В соответствии с ч. 5 ст. 92 Закона «О государственной службе», время работы на должностях патронатной службы засчитывается в стаж государственной службы и учитывается при присвоении государственному служащему ранга в пределах соответствующей категории должностей, если до назначения на должность патронатной службы он находился на государственной службе и после увольнения с должности патронатной службы вернулся на государственную службу.
«Ложка дегтя» заключается в ч. 6 ст. 92 закона. В ней сказано, что работник патронатной службы, который изъявил желание вступить или вернуться на государственную службу, реализует такое свое право на общих основаниях с обязательным прохождением конкурса, т. е. ничем не отличается от лиц, впервые поступающих на государственную службу.
Пенсию не заслужили?
Известный факт, что одной из прерогатив госслужбы было пенсионное обеспечение. Так, в соответствии со ст. 37 Закона «О государственной службе» №3723-XII от 16.12.1993, пенсия госслужащим назначалась в размере 60% суммы их заработной платы, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование. Однако помощники судей, утратившие статус госслужащих, могут не переживать по поводу того, что вместе с ним потеряли и повышенную пенсию. По этому поводу никому уже можно не волноваться – государственных служащих права на пенсию в 60% зарплаты тоже лишили. Так, ст. 90 нового Закона «О государственной службе» в две строки перечеркнула отработанные годы – согласно ее норме, пенсионное обеспечение государственных служащих осуществляется в соответствии с Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
Но ведь известно, что госслужащие, в т. ч. работники аппарата судов, в течение многих лет отчисляли из своих зарплат повышенный процент на общеобязательное государственное социальное страхование – 6,1%. Сейчас уже ясно, что повышенных пенсий, ради которых делались эти отчисления, люди, судя по всему, не дождутся. Но компенсируют ли им дополнительно перечисленные на общеобязательное государственное социальное страхование средства – вопрос открытый.
Уверенность в завтрашнем дне?
Самое значительное, что потеряли помощники судей вместе со статусом госслужащих – это уверенность в завтрашнем дне. Так, согласно ч. 3 ст. 92 Закона «О государственной службе», трудовые отношения с работником патронатной службы прекращаются в день прекращения полномочий лица, чьим работником патронатной службы он назначен (т. е. в день прекращения полномочий его руководителя, например, судьи). Акт об увольнении принимается руководителем государственной службы. Работник патронатной службы может быть досрочно уволен по инициативе лица, работником патронатной службы которого он назначен, или руководителя патронатной службы. Уволить коллегу-госслужащего гораздо сложнее.
И последний факт, который заставляет задуматься: если помощник судьи – не госслужащий, значит, на него не распространяется антикоррупционное законодательство. Законодателю стоило заранее подумать, к чему это может привести, учитывая непосредственную близость помощников судьей к судопроизводству.
Как ответила исполнительная власть
Работники судов проявили стойкость и единство позиций, многие суды Украины обратились к Президенту, спикеру парламента, премьер-министру и председателю Государственной судебной администрации с просьбой не понижать уровень их окладов. В первую очередь, потому, что это приведет к кадровому коллапсу в аппарате судов из-за массового увольнения квалифицированных кадров, что, в свою очередь, может привести к ограничению права граждан на доступ к судопроизводству. Ведь что ни говори, судопроизводство лежит «на плечах» не только судьей, но и работников аппарата. По сути, письма судов сводились к двум просительным пунктам: восстановить действие абз. 2 ч. 1 ст. 147 Закона «О судоустройстве и статусе судей» и руководствоваться постановлением КМУ №268 вместо постановления КМУ №292.
5 мая с. г. Кабмин принял постановление №322 «О внесении изменений в приложения 1 и 3 к постановлению Кабинета министров Украины №292 от 6 апреля 2016 г.», которое ситуацию существенно не исправило.
Крик о помощи услышало Минсоцполитики. И ответило письмом №7291/0/14-16/13 от 20.05.2016, которое разбило все надежды работников судебной системы. По сути, мнение Минсоцполитики, изложенное в письме, сводится к тому, что размеры должностных окладов госслужащих территориальных органов ГСА Украины, аппарата апелляционных и местных судов определяются постановлением КМУ №292 с учетом отнесения соответствующих должностей к конкретным группам оплаты труда.
Следом за Минсоцполитики, 24.05.2016 письмом №8-3819/16 «Об определении окладов государственной службы» отозвалась и ГСА Украины. Приложением к этому письму была, в частности, схема должностных окладов на должностях государственной службы по группам оплаты труда территориальных управлений Государственной судебной администрации Украины, апелляционных и местных судов с учетом юрисдикции государственных органов. Главный «плюс» письма ГСА заключается в определенности: теперь работникам аппарата судов точно ясно, сколько им должны будут платить. К примеру, специалист, судебный распорядитель, секретарь судебного заседания апелляционного суда будут получать оклад в размере 2412 грн, а местного общего суда – 1723 грн. Ведущему специалисту, старшему судебному распорядителю, старшему секретарю суда, секретарю судебного заседания апелляционного суда предусмотрели должностной оклад в размере 2929 грн, а их коллегам из местного общего суда – 2240 грн.
Не так давно на сайте «Судебная власть Украины» появилась обнадеживающая информация, в соответствии с которой ГСА совместно с Министерством финансов было проведено приближение расходов на оплату труда судей и работников аппарата судов, учитывая изменение составляющих заработной платы и уменьшение должностных окладов работников аппарата судов в соответствии с Законом «О государственной службе». Также было сказано, что всем работникам аппарата судов до конца года будет сохранен размер средней заработной платы, который был установлен по состоянию на конец апреля.
Кто хочет на госслужбу?
Эта временная отсрочка радует, но ключевое в этой фразе слово «временная». В 2017 г. консультанты, секретари суда, судебные распорядители, должности которых отнесены к 9 группе оплаты труда, будут получать по 1723 грн вместо 4350. Несложным вычетом из оклада стоимости проезда на работу и с работы, оплаты коммунальных платежей можно определить, сколько останется у госслужащего на хлеб насущный. Об одежде говорить уже не приходится. Так что это: антикоррупционная политика или мотивирование к коррупции?
А ведь законодателю стоило бы вспомнить ч. 2 ст. 22 Конституции, которой установлено, что при принятии новых или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод человека и гражданина. Или хотя бы ст. 50 Закона «О государственной службе», в соответствии с которой на государство возлагается обязанность обеспечивать достаточный уровень оплаты труда государственных служащих. Именно поэтому помощники судей не ропщут, так как им надо кормить семьи, и судя по всему, их коллеги готовы отдать свой статус госслужащих ради пристойных окладов.
При этом не стоит думать, что на работу за 1723 грн так легко попасть. Эпопее прохождения конкурса на занятие вакантной должности государственной службы посвящена отдельная глава Закона «О государственной службе». Там можно найти и обширный список документов, которые необходимо собрать кандидату, и норму о проверке этих документов службой управления персоналом государственного органа на соответствие установленным законом требованиям. А затем кандидаты, документы которых прошли проверку, должны пройти тестирование. Но и на этом конкурс не заканчивается – согласно ч. 3 ст. 26 Закона «О государственной службе», кандидаты, прошедшие тестирование, проходят также собеседование и/или другие виды оценки.
Чтобы дополнить картину, стоит отметить, что заработная плата – по сути, единственный источник доходов государственных служащих: согласно запретам, установленным Законом «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», государственный служащий лишен возможности получать дополнительную прибыль от совмещения деятельности на госслужбе с другими видами оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и творческой работы, медицинской практики, инструкторской и судейской практики в спорте.
Персональная ответственность за гроши
Все познается в сравнении. В соответствии с описанной выше схемой, предложенной ГСА, должностной оклад руководителя аппарата местного общего суда, должность которого относится к 4 группе оплаты труда, установлен в размере 5169 грн (ранее было 7250 грн). Согласно ст. 2 Закона «О государственной службе», руководитель государственной службы в государственном органе – должностное лицо, занимающее высшую должность государственной службы в государственном органе, в должностные обязанности которого входит осуществление полномочий по вопросам государственной службы и организации работы других работников в этом органе. Из положений ст. 17 Закона «О государственной службе» можно сделать вывод, что руководители государственной службы в судах – именно руководители аппарата. А значит, оклад руководителя аппарата теперь на 343 грн меньше, чем у подчиненного ему помощника судьи.
В то же время, все, за что несет ответственность руководитель аппарата суда, даже перечислить сложно. Лаконично степень его ответственности обозначена в ч. 3 ст. 152 Закона «О судоустройстве и статусе судей»: руководитель аппарата суда несет персональную ответственность за надлежащее организационное обеспечение суда, судей и судебного процесса, функционирование автоматизированной системы документооборота. Более детальный перечень обязанностей можно прочитать в ст. 17 «О государственной службе» – в него входят и осуществление контроля за соблюдением исполнительской и служебной дисциплины в государственном органе, и создание надлежащих для работы условий, и их материально-техническое обеспечение, и планирование служебной карьеры, плановое замещение должностей государственной службы подготовленными специалистами в соответствии с требованиями к профессиональной компетентности, и стимулирование продвижения по службе. По сути, в обязанности руководителя аппарата входит и поиск компетентных специалистов на оклад в 1723 грн – «миссия невыполнима».
Итак, если трудности и колоссальная ответственность вас не пугают, как и оклад приблизительно в 5 тыс. грн, и при всем этом имеется образование на уровне магистра и соответствующий опыт – милости просим на должность руководителя аппарата суда!
***
С экономической точки зрения судебная система – далеко не дотационная. Поступления от судебного сбора с лихвой могут обеспечить достойный уровень окладов работников. А если вспомнить, что суды обеспечивают поступление в государственный бюджет сумм оплаченных штрафов, конфискованного имущества, залогов и т. д., можно сделать вывод, что они в состоянии себя полностью обеспечить.
Кроме того, все доходы госслужащих официальные, а соответственно, они полностью платят все предусмотренные налоги, в отличие от тех, кто получает зарплату «в конвертах». Поэтому достойная заработная плата работников аппарата суда – это также стабильные отчисления из бюджета для формирования социальных фондов и обеспечения социальной защиты населения.
Но законодатели, к сожалению, обо всем этом забывают. А на забастовку в случае, если их открытые письма не возымеют действия, государственные служащие, в соответствии с Законом «О государственной службе», не имеют права. Что же остается делать обедневшим работникам аппарата судов, которых законодательно лишили права на достойный уровень оплаты труда? Разве что просить своих коллег – помощников судьей, которые теперь не являются государственными служащими, бастовать за них. Это, конечно, шутка. А если серьезно, то нужно подавать иски в суд, используя свое уже упомянутое право на судебную защиту и нормы прямого действия Конституции Украины.
Джерело: Мария Дунай, специально для «Судебно-юридической газеты»